|
Сказка про Ичу
На краю княжеского города жила бабушка с внуком. Внучка звали-Ича. Бабушка Ичу воспитывала! Плохо, бедно жили. Вот Ича подрос и однажды говорит бабушке:
- Деда моего покойного лук и тамар (стрела) где спрятаны?
Бабушка ответила:
- В амбаре.
- А у деда моего лоз-покровитель где-нибудь спрятан?
- Будто в амбаре что-то такое есть.
Ича в амбар полез, все дедовское имущество забрал. Лоза-покровителя на жертвенную березу повесил. Лук и тамар в чум понес.
На следующее утро вышел Ича из чума, огляделся и видит-на вершинах семи деревьев сидят семь пальников (глухарей). Бегом в чум вернулся, лук и тамар взял, нацелился и в крайнего выстрелил. Все семь пальников упали. Убил. Удивился, подобрал их и в чум понес. Поели они с бабушкой. Ича в путь собрался. Лыжи приготовил, лук и тамар взял. На лыжах пошел. В этот день свежий снег выпал. Идет Ича и видит: чистый снег будто разбрызган. Поглядел и вспомнил: "Бабушка с дедом мне рассказывали, будто есть такой зверь-лесной олень, что такой след он оставляет". Пошел Ича по следу. Видит: следы в тундру спускаются. Совсем свежий след, будто только сейчас прошли звери. Идет дальше на лыжах, а догнать не может - быстро бегут олени. Вышел в тундрочку, со всех сторон окруженную лесом. И тут такой вихрь, ветер поднялся, не устоял Ича на ногах, упал. Неизвестно, долго ли лежал. Наконец оглянулся, поднялся. А парка (одежда) у него бедная, из мешка сшитая, вся снегом залеплена, места чистого нет. Ича смотрит кругом и думает: "А олени мои куда делись?". К лесу на лыжах пошел. До кедров дошел, видит, на низу стволов - клочья оленьей шерсти. По этому следу пошел. И вдруг увидел - все-то семь быков как будто умирают, лежат. У одного из быков, того что с сухими рогами, на верхнем отростке рога лоз-покровитель Ичиного деда висит. Ича подошел к этому быку и говорит лозу-покровителю:
- Тебя как это сюда занесло? Зачем притащился? Я и сам теперь зверя добывать стал.
Снял с рога лоза-покровителя и на березу повесил. Потом с быков шкуры обдирать стал. Ободрал. Туши в снег закопал. Одну заднюю ногу только отрезал. Домой собрался идти. Лоза-покровителя с березы снял, за пазуху положил. Домой пришел, лоза опять на жертвенное дерево повесил, а оленью ногу в сенях оставил. В чум вышел, бабушке говорит:
- Пойди в сени, я там одну куропатку добыл, так принеси ее в чум.
Бабушка вышла. Видит, оленья нога лежит. Говорит бабушка:
- Э-э, Ича, верно, оленя добыл.
В чум вошла, Ича ей говорит:
- Нашел я семь быков, всех убил. Как мы их сюда из лесу притащим? Бабушка отвечает:
- Давай туда жить пойдем. Жить будем, съедим.
- Нет, я в такой мороз переселяться с чумом не буду. Бабушка подумала и сказала:
- Вот, моя мудрость пригодится, пойди в амбар и принеси твоего покойного деда саночки, они в амбаре внизу стоят.
Ича саночки принес. Бабушка его к реке побежала, к проруби наклонилась, двух рыбок поймала: карася и сорожку. В чум принесла, Иче сказала:
- Положи этих рыбок за пазуху и уходи. Когда приедешь к твоему месту и убитых коров на саночки погрузишь, то рыбок вынь и в саночки запряги. Смотри не серди их и не обижай.
Ича рыбок взял, за пазуху положил, сам в саночки впрягся и пошел. Пришел на свой старый след, до того места, где мясо закопал, дошел. Все семь быков на саночки погрузил, рыбок из-за пазухи вынул, запряг. Закричал:
- Эй, рыбки, ну-ка, бегите!
Обе рыбки его лежат. Ича кричит:
- Сейчас прутом вас заставлю тянуть! А рыбки всё спокойно лежат. Ича прут отломил, прутом рыбок ударил. Рыбки чуть-чуть шевельнулись.
- Глупые вы, еле шевелитесь!-закричал Ича, и сам саночки потянул. И вдруг рыбки так сильно саночки подхватили, что Ича в сторону упал, а саночки, чуть-чуть касаясь снега, по верху несутся. Ича поднялся и с плачем побежал. Видит: рыбки мимо чума пронеслись-прямо к проруби. Ича руками машет, кричит:
- Бабушка, помогай!
Бабушка из чума вышла, увидела, что случилось, к проруби побежала. Рыбок остановила, саночки отпрягла, рыбок в прорубь отпустила. В чум пошла, Иче сказала:
- Ты что же, слов моих не слышал? Я говорила-не серди рыбок, а ты что? Чуть в беду не попал.
Туши оленей с саночек сгрузили. Мяса целую ногу от одной из туш отрезали, большой огонь в чуме развели, мясо варят. Ича шкуры с убитых оленей в чум втащил - сушиться развесил.
Ичин чум на краю княжеского города стоял. Кто как живет, князю все видно. Вот видит князь: из чума Ичи дым сильно идет. Князь слугам говорит:
- Сходите посмотрите, почему это из Ичиного чума такой большой дым идет.
Слуги князя, по имени Подол и Наперсток, пошли к Ичиному чуму. Вошли в чум, видят-много оленьих шкур на шест повешено. На огне мясо варится. Поели, на прощанье Ича им сказал:
- Я на охоту ходил, вот этих семь бычишек добыл. Подол и Наперсток к князю побежали и рассказали, что Ича, мол, очень много оленей добыл. А Ича лыжи надел, топор взял, опять из дома в лес пошел. Идет куда глаза глядят. В самую середину чащи леса, зашел. Там погребальный холм возвышается, а из него наружу огонь и дым струятся. Подошел и слушает. Там два голоса, слышно, говорят, людей княжеского города как им погубить договариваются. Вспомнил Ича, что могильный холм этот старшим дочкам князя после их смерти сделал. Думает: "Вот что! Князевы дочки, видно, злыми йэретями (волшебницами) стали. Большая беда от них может быть".
Домой пошел к своей бабушке. Жил, жил. Вдруг такое несчастье случилось: каждую ночь из княжеского города пять-шесть чумов пустеют, люди из них исчезают. Испугался князь, позвал слуг-Подола с Наперстком-и говорит:
- Позовите ко мне Ичу, может быть он узнает, куда мой народ исчезает.
Слуги побежали. В чум к Иче вошли. Ича спрашивает их:
- Зачем вы пришли?
- Не сами пришли мы, нас князь послал. Народ наш каждую ночь убывает, куда-то теряется. Ты, Ича, не знаешь ли, какая тому причина?
Ича отвечает:
- У князя две дочки умерли. Обе они йэретями стали. Это они людей к себе тащат. Я чуть к ним не попался.
Слуги назад к князю побежали, рассказали. Князь велел Ичу позвать. Подол и Наперсток опять к Иче побежали.
- Ича, князь тебя зовет к себе. Пошли все вместе к князю. Князь говорит Иче:
- Народ мой каждую ночь теряется. Скоро совсем мало людей останется. Не поможешь ли ты нам? Не сумеешь ли ты что-нибудь сделать? Я самую младшую дочь свою тебе за помощь отдам.
Согласился Ича помочь князю и его народу. Говорит князю:
- Свой народ в один чум - в твой самый большой чум всех собери.
После этого Ича принес покровителя деда-лоза, на тропинке поставил. У входа в княжеский чум семь лозов своих посадил, сам недалеко от амбара с отказом притаился. Вот вечер уступил место для ночи. Ночь чуть не к половине своего пути пришла, а все тихо. Вдруг на тропинке что-то застучало, видно, это йэрети из леса за княжеским народом идут. Вот йэретя дедкиного покровителя-лоза увидела (он на тропинке стоял), схватила и закричала:
- Ты что это без хозяина стоишь? На что ты годен? Бросила лоза в сторону, дальше идет. К чуму подошла, видит-у входа семь лозов рядышком сидят-семь деревянных лозов. Закричала им:
- Вы что тут расселись? Зачем к чуму прислонились? А они ей в ответ:
- Что ты кричишь? Голодные мы, ты к амбару пойди, еды нам принеси, мы тебя тогда в чум впустим.
Она с тропинки сошла, к амбару направилась. А там Ича! Отказом ей голову отрубил и тело рядом с амбаром бросил. Сам опять караулить сел. Через некоторое время на тропинке опять шум послышался, кто-то из лесу вышел и говорит:
- Куда это моя сестра ушла, почему ее так долго нет?-Это другая йэретя вышла, в Князев город за людьми собралась. Вдруг дедкина покровителя-лоза на тропинке увидела, схватила, ругает:
- Ты нового себе хозяина нашел? Погоди, мы твоего хозяина съедим,
Бросила лоза в сторону. К чуму подошла. Сидят у входа семь деревянных лозов, к двери прислонились. Она кричит:
- Вы что тут торчите? Зачем к чуму прислонились? Они отвечают ей:
- Ты пойди лучше к амбару, еды нам принеси. Мы тут одну женщину послали, да она что-то не идет назад, а мы голодные.
Ругается йэретя. Однако к амбару пошла. Видит: сестра ее лежит.
- Ты чего тут разлеглась? Или так много без меня людей съела, что устала?
В чум побежала, поскорей съесть побольше людей. Ича, подкравшись, отказом ее ударил - голову отрубил.
- Смотрите,-говорит Ича людям,-жадность у них великая, людей целиком ели. Сколько горя нам сделали.
Йэретей вместе сложили, на большом огне сожгли. Князь Иче дочь свою в жены отдал. Помощником своим, сделал. Стали люди тихо, одним дружным умом жить.
Уважаемый читатель, мы заметили, что Вы зашли как гость. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие сказки из этого раздела:
|
|